Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Контакты

Методологические аспекты поиска талантов в футболе

31.10.2019

На повестке дня ещё одна интересная статья в ведущем спортивном журнале Sports Medicine за авторством Bergkamp et al. Группа нидерландских учёных посвятила свою работу разбору методологических аспектов поиска талантов в футболе. И, хотя авторы и акцентируют своё внимание на футболе, выводы работы применимы для большинства игровых видов спорта.

Попытки предугадать спортивные результаты атлета – очень сложно дело. Это связано с тем, что траектории развития когнитивных и моторных навыков человека редко носят линейный характер, а также устанавливаются в контексте подвижного взаимодействия с окружающей средой. Несмотря на сложность поиска талантов и отбора (особенно в детстве) в последние несколько лет учёные и тренеры ищут новые методы отбора талантливых игроков на ранних этапах. Эти методы основываются не на субъективной оценке скаута или тренера, а на доказанных экспериментально критериях оценивания показателей футболиста. Такие субъективные критерии скорее интуитивны, а зачастую предвзяты. Результаты исследований показывают, что существует набор физических, технических и психологических факторов, вносящий вклад в общий спортивный успех. Тем не менее, не существует какого-то универсального набора факторов, которые бы точно обеспечивали успех в игровых видах спорта.

Авторы рассматривают 4 методологических проблемы, связанные с отбором и идентификации талантливых футболистов.

1. Авторы отмечают, что в большинство исследований построено на наборе атлетов и разделения их на группы по уровням, например, элитные – не элитный, профессиональный – полупрофессиональный, уровня сборной или нет. Но такой подход предоставляет нам мало информации о реальной индивидуальной разнице между игроками. Получается, что мы не пытаемся предугадать индивидуальное мастерство игрока, а «подгоняем» предполагаемое индивидуальное мастерство под соответствующий формальный уровень. Поэтому авторы считают, что процедура обнаружения талантов должна основываться на попытках предположить, как игрок будет смотреться относительно других футболистов, но в случае грубого разделения на категории предполагается, что игроки из одной категории (например, профессионалы) все одинаково хороши. Любой статистический анализ таких групп будет брать в расчёт лишь средний уровень всех игроков внутри группы, но не индивидуальную разницу между футболистами.

2.Предикторы, используемые для оценки потенциала футболистов, чаще всего включают в себя физические (вес, рост), психологические (саморегуляция, мотивация), физиологические (скорость, выносливость) и социологические аспекты. Многие работы называют такие критерии валидными в плане идентификации талантов. Однако предикторная сила этих показателей либо низкая, либо умеренная. Психологические исследования показывают, что наибольшее прогностической валидностью обладает оценивание таких аспектов, которые наиболее близки к контекстному поведению и заданию. К таким аспектам относятся специфичные к спорту тесты, например, в случае с футболом это дриблинг, пас, какие-то другие технические задания. Однако и такие задания не должны быть вырваны из контекста. Лучше всего оценивать техническое оснащение игрока в двухсторонних играх 5 на 5 или 7 на 7. Именно в таких условиях лучше всего видны те черты футболиста, которые говорят о его/её таланте. Однако и такие тесты не должны быть случайными, они должны опираться на особенности когнитивного и двигательного развития детей или подростков.

3.Следующая методологическая проблема называется «ограничением диапазона». Она заключается в сравнении между собой групп футболистов высокого уровня. Так, две группы игроков – игроков сборной до 17 лет и игроков региональной сборной до 17 лет – уже собраны из игроков высокого уровня. Сравнивая их между собой, мы не до конца можем понять, что отличает талантливого игрока от не талантливого и перспективного, так как все игроки в этих сборных достаточно талантливы и потенциально перспективны.

4.Последняя рассматриваемая авторами методологическая проблема – проблема основного уровня. Представьте, что вы собрали группу из 100 тысяч детей и не проводите никакого отбора по мере их взросления. Из этого количества 5 тысяч детей будут успешными в случае отсутствия отбора. Но вы, будучи тренером, имеете критерии отсева не талантливых по вашему мнению игроков, например, точность дриблинга – ваш главный критерий. Вы отсеиваете 99 тысяч игроков, при этом 4 тысячи игроков вы списали ошибочно. Следовательно, выбранный вам критерий – точность дриблинга – показателен только для 1 ребёнка из 5. Такая «ошибочность» критериев присуща любому критерию, будь то точность дриблинга, выносливость, мотивация, точность паса. Однако у разных критериев разная степень «ошибки». Не трудно угадать, что в случае выбора вами в качестве критерия отбора талантливого футболиста умение ребёнка умножать в уме трёхзначные числа, количество неправильно отсеянных вами игроков сильно вырастит.


img.png


В статье авторы предлагают ряд решений этих методологических проблем. Главная задача – выделить объективные и прогностические сильные критерии, основанные на контекстных игровых заданиях и особенностях когнитивного и моторного развития ребёнка. Такие критерии могут дополняться субъективными оценками тренера или скаута.

Исследователям в области идентификации таланта могут прийти на помощь и современные технологии – например, системы отслеживания за передвижениями футболистов на поле (используются в ведущих академиях мира).

Для более подробного ознакомления со способами преодоления описанных методологических трудностей читайте оригинальную статью - https://link.springer.com/article/10.1007/s40279-019-01113-w


Комментарии:

Возврат к списку