Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Контакты

ТАНДЕМ ТРЕНЕР-УЧЁНЫЙ. ЧЕМУ НАС МОЖЕТ НАУЧИТЬ ОПЫТ СВОЙ, ИСТОРИЧЕСКИЙ, А ТАКЖЕ ГРУППА МАЛЕНЬКИХ БАКТЕРИЙ

12.05.2020

Менее одного процента тренеров считает знание «спортивной науки» обязательным для повышения своего уровень. Большинство тренеров полагает, что научные исследования не применимы на практике. Главным источником знания для тренеров является не научные издания, конференции или участие в научных проектах, а общение со спортсменами, коллегами и собственный опыт.
Причины таких выводов представителей тренерской профессии, а также пути совместной работы лабораторного, пылевого учёного-исследователя и тренера обсуждаются в совместной статье учёных из США, Австралии и ФК «Арсенал» из Лондона. Далее, на примере недавнего исследования американских микробиологов, мы попытаемся продемонстрировать, как научное знание может быть применено на практике.

Недавние исследования показывают, что лабораторные учёные, полевые исследователи и тренеры оценивают научное спортивное знание по-разному. Так, тренеры не склонны опираться на традиционное научное знание со строгими законами и протоколами исследования. Скорее, они склонны опираться на собственный опыт и навык, особенно касательно технических и тактических аспектов подготовки. Полевые исследователи, напротив, наиболее заинтересованы в работах по общей физической подготовке спортсмена. Тогда как учёные могут и вовсе преследовать сугубо теоретические интересы в своей области знания, пренебрегая запросами тренера. При этом даже если учёный заинтересован в помощи тренеру или команде, возникает ряд препятствий на пути внедрения полученного в ходе научного эксперимента знания в тренерскую практику. Например, тренеру и спортсмену, нацеленным на результат, может не хватать времени, средств и постоянства для апробирования результатов опытов. Это особенно актуально в отношении элитных спортсменов.

Менее  1% тренеров считает знание «спортивной науки» обязательным для повышения своего уровень

Авторы статьи приводят интересные данные, которые могут нам помочь лучше понять причины трудностей применения научного знания на практике. Следовательно, помочь нам также преодолеть эти трудности, при этом повысив результаты спортсмена и сохранив его здоровье.
Анализируя оценку спортивной науки самими учёными и способы получения ими знания, авторы ссылаются на опрос из статьи Уилльямса и Кендалла (Williams S, Kendall L. Perceptions of elite coaches and sports scientists of the research needs for elite coaching practice. J Sports Sci. 2007;25(14):1577–86.). Согласно их опросу 125 австралийских спортивных учёных, большинство предпочитает читать научные статьи, посещать и выступать на конференциях для поддержания своего уровня знаний. Полевые исследователи (обычно работают научным сотрудником или тренером по физической подготовке) предпочитают работы один-на-один и в малых группах, не уделяя много внимания научным работам. Тренеры же, хоть в целом и осознают важность науки, тем не менее, предпочитают получать знания из общения с игроками и коллегами. Так, в опросе 336 португальских тренеров из 22 видов спорта ответили, что «работа с более опытными тренерами» является для них основным способом улучшения своих навыков. В то же время, наименее популярным ответом был – «прохождение программы по получению сертификата тренера» (Mesquita I, Isidro S, Rosado A. Portuguese coaches’ perceptions of and preferences for knowledge sources related to their professional background. J Sports Sci Med. 2010;9(3):480–9.) Другое исследование (Stoszkowski J, Collins D. Sources, topics and use of knowledge by coaches. J Sports Sci. 2016;34(9):794–802.) также показывают, что 55% из 320 опрошенных тренеров (представители 26 стран и 30 разных видов спорта) предпочитают общаться с коллегами с целью получения новых знаний.  Если же тренер хочет получить какое-то специальное знание из области спортивной науки, то он предпочитает пообщаться с учёным, а не самостоятельно разбираться в теме (Brink M, et al. What do football coaches want from sport science? Kinesiology. 2018;50(Suppl 1):150–4.).

В опросе 336 португальских тренеров из 22 видов спорта ответили, что «работа с более опытными тренерами» является для них основным способом улучшения своих навыков

Авторы также отмечают, что важно и происхождение тренера. Так, нидерландские тренеры предпочитают чтение журналов по литературе с прикладной тематикой, онлайн сообщества тренеров и YouTube. Австралийские же тренеры предпочитают посещать мастер-классы и читать спортивные научные журналы для ознакомления с трендами в своей области.
Как же сгладить недоверие тренеров и упростить интеграцию научных данных в практику? Вопрос сложный, но положительным моментом является факт того, что тренеры с охотой слушают полевых исследователей, работающих у них в команде. Тренер не принимает решения о стратегии тренировок по физической подготовке без консультации со специалистом. Возможно, лабораторным исследователям стоит больше посещать командные собрания, тактические тренировочные занятия, а также объединять свои усилия вокруг идей одного опытного учёного, способного находить пути внедрения новых данных в тренировки.

Далее, авторы рассматривают самые важные темы исследований для учёных и тренеров. Учёные из лабораторий уделяют много внимания развитию техники спортсменов, техник восстановления после нагрузки и проблеме выхода на пик формы. В этом учёные и тренеры сходятся во мнении. Так, согласно опросу 222 австралийских тренеров олимпийских сборных и 125 спортивных учёных, наиболее острыми темами являются способы применения научных открытий к практике. Тренеры, тем не менее, уверены, что наиболее полезными являются исследования, проведенные внутри клуба и организации, а не на отдельных спортсменах. Наиболее интересными темами для тренеров являются физическая и ментальная подготовка атлетов. Интересно, что психологический аспект был единственной областью, в которой интерес тренеров превосходил интерес учёных. Тренеров также интересует и техническая сторона и вида спорта. Так, в опросе 321 турецких тренеров, примерно 84% респондентов согласилась, что исследования в области ментальной подготовки атлетов помогают им на практике (Kilic K, Ince M. Use of sports science knowledge by Turkish coaches. Int J Exerc Sci. 2015;8(1):21–37.). В другом опросе, 205 канадских тренеров отметили, что «тактика/стратегия» и «психологическая тренировка» являются наиболее вероятными областями, в которых они бы могли прибегнуть к научным исследованиям.

«Тактика/стратегия» и «психологическая тренировка» являются наиболее вероятными областями, в которых тренеры могли бы обратиться к результатам научных исследований

Касательно причин, мешающих сотрудничеству науки и практики и выделяемых самими учёными и тренерами, то полевые исследователи подчеркивают низкое финансирование и отсутствие времени, а лабораторные учёные отсутствие заинтересованности тренеров.
Авторы статьи не предлагают однозначного решения, но предлагают обращать внимание на запросы все сторон процесса и организовывать рабочие группы, в которых бы выделялся опытный лидер, вызывающий доверие у всех сторон.


Теперь посмотрим, какой потенциал может нести в себе научное исследование.
Известно, что бактерий в нашем организме очень много. Предполагается, что из всех клеток нашего тела более половины являются бактериями. Бактерии сосуществуют с клетками нашего организма – вся совокупность этих маленьких организмов называется микробиотой, и в последние несколько лет интерес к влиянию состава микробиома на здоровье человека и его особенности возрос.

tr1.png


Например, предполагается наличие особенно важных бактерий, влияющих на спортивные показатели спортсменов. Учёные, исследовавшие марафонцев, обнаружили бактерию Veillonella, живущую в пищеварительном тракте человека. «Результаты, опубликованные в конце июня этого года в журнале Nature Medicine, могут изменить процесс тренировок» - заявляет Джордж Вейнсток (George Weinstock) из Лаборатории Джексона (США).
«Кажется, что однажды мы сможем принять пребиотик Veillonellaпрямо перед тренировкой и заниматься значительно дольше» - продолжает Вейнсток.

Однажды мы сможем принять пребиотик Veillonella прямо перед тренировкой и заниматься значительно дольше

Более ранние исследования показали, что микробиом кишечника атлетов сильно отличается от обычного человека. Однако не совсем ясно, как эти различия сказываются на спортивных показателях.

tr2.png


Филогенетическое дерево бактерий, способных утилизировать лактат в качестве источника углерода

В своём эксперименте, учёные в течение недели до старта собирали образцы у 15 бегунов Бостонского Марафона, а для контроля собрали образцы у 10 людей, не занимающихся спортом. Образцы также собирались и после забега. Таким образом, было определено, какие микробы населяют кишечник испытуемых, а затем сравнили распространенность каждого вида у спортсменов и контрольной группы. Один из видов был особенно распространен у бегунов – Veillonella.
«Мы обнаружили, что вид бактерий Veillonellaбыл представлен в большем количестве у атлетов по сравнению с обычной популяцией. Более того, его уровень достигал пика сразу после забега» - говорит руководитель проекта Шейман (Scheiman) из Гарвардского Университета, США.  
Самым интересным свойством бактерии в контексте спортивной нагрузки является её способность утилизировать лактат, преобразуя его в короткоцепочечные жирные кислоты. «Это открытие было озарением, потому что именно лактат является тем метаболитом, который активно накапливается в крови после нагрузки» - продолжает Шейман.
Это наблюдение заставило учёных продолжить исследование бактерии. Они изолировали образец Veillonella atypical из атлета и сделали инъекцию в 16 мышей. Они также сделали мышам инъекцию с  Lactobacillus bulgaricus, другим видом бактерий, который, однако, не может утилизировать лактат. Затем мыши выполняли тест до истощения на беговой дорожке. Получилось, что мыши, которым сделали инъекцию с Veillonella, смогли пробежать на 13% дольше.
Известно, что лактат производится в мышцах и по кровотоку поступает в печень, где преобразуется в глюкозу, необходимую для синтеза АТФ. Однако, бактерия Veillonella обитает в кишечнике. Как тогда она может утилизировать лактат? Может ли лактат доставляться в кишечник?
Для проверки этой возможности, они делали инъекцию лактата с радиоактивно меченым изотопом углерода в хвост мыши и следили, куда будут доставлены молекулы. Они обнаружили, что часть лактата была доставлена, как и предполагалось, в печень, а часть – в кишечник. Была предложена следующая модель:

tr3.png


, где Liver – печень, SCFAs – короткоцепочечные жирные кислоты, Microbiome – микробиом, Lactate – лактат, Improved Performance – улучшение показателей, Muscle – мышца.


Учитывая, что довольно много бактерий могут потреблять лактат, Veillonella является единственной, преобразующей лактат в короткоцепочечные жирные кислоты, которые крайне полезны для пищеварения. Так, эта бактерия производит пропионат. Оказалось, что именно инъекция пропианата приводит к улучшению спортивных показателей, а не сама бактерия как таковая. 
Следовательно, микробиом может быть важнейшим компонентом успех в соревнованиях. Важный вопрос в том, как так получилось, что именно эта бактерия стала такой распространенной в организме атлетов. Возможно, высоко лактатная среда в организме спортсмена дала селективное преимущество при колонизации кишечника этому виду бактерий.
Пол Коттер (Paul Cotter) из Ирландского Университета College Cork говорит, не участвовавший в эксперименте, что это исследование убедительно демонстрирует, что именно Veillonella производит пропионат, а он улучшает выносливость.
Шейман говорит, что он продолжит поиски и других бактерий, способных улучшить показатели атлетов. «Что если мы хотим получить очень сильного или очень быстрого спортсмена? Какие бактерии могут быть полезными? Почему именно Veillonella, а не другие лактат-утилизирующие бактерии так распространены?».
Эти результаты стимулировали команду Шеймана запустить старт-ап FitBiomics с целью внедрения их открытия на рынок продаж. До запуска продукции в продажу учёным будет необходимо провести ряд исследований, подтверждающих безвредность инъекции бактерии Veillonella, однако даже сейчас в их инициативе можно увидеть множество плюсов. Главный – стимулирование проведения схожих исследований, имеющих потенциал как во врачебной, так и в тренерской практике.
Подход Шеймана и его команды отражает специфику американского подхода, который пока чужд нашему, российскому. Сделай открытие, примени на практике, а затем продай. Американский историк наук, главный специалист по истории наук в России, Лорен Грэм уверен, что именно такого подхода не достаёт российским учёным и изобретателям. Известен пример великих советских физиков Прохорова и Басова, удостоенных Нобелевской премии за изобретение лазера вместе с американцем Таунсом в 1964 году. Американский учёный незамедлительно продал «рецепт» компаниям, после чего лазерные технологии стали активно развиваться на западе. Наши же учёные, услышав об этом, сказали, что и «подумать о продаже не могли». Возможно, пример команды Шеймана способен вдохновить наших исследователей и тренеров на совместную работу и открытия, потенциально полезные всем.

Главное – стимулировать проведение исследований, имеющих потенциал в тренерской практике

Список литературы и источников:

  1. Scheiman et al. Meta-omics analysis of elite athletes identifies a performance-enhancing microbe that functions via lactate metabolism. Nature Medicine. 2019 https://doi.org/10.1038/s41591-019-0485-4
  2. Fullagar, H.H.K., McCall, A., Impellizzeri, F.M. et al. Sports Med (2019). https://doi.org/10.1007/s40279-019-01139-0
  3. https://gizmodo.com/how-we-barely-beat-soviet-russia-to-inventing-the-laser-1459615452

Напоминаем, что пройти полное антропометрическое, функциональное и биохимическое обследование, с последующим составлением плана питания, Вы можете в стенах нашего Центра Спортивных Технологий. В нашем Центре накоплена уже достаточно большая база данных, и анализ и сравнение Ваших результатов производится по данным, накопленным за несколько лет работы Центра.
Подписывайтесь на наш паблик ВК –
https://vk.com/cstsk_mcs - там Вас ждёт ещё больше интересных новостей и материалов с комментариями сотрудников нашего Центра.


Комментарии:

Возврат к списку