Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Контакты

ТЕХНИКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ТАЛАНТА СПОРТСМЕНА

15.06.2020

В этой статье мы разберём обзор немецких ученых, посвященный проблеме поиска и развития одаренных спортсменов. В своём обзоре специалисты разобрали имеющийся в тренерской и научной среде инструментарий для оценки специальных технических навыков. Они сравнивали методы оценки технических навыков атлетов, с помощью которых можно отличить более талантливого спортсмена от менее талантливого, а также предугадать степень дальнейшего развития атлета. Учёные также ищут ответ и на более общий вопрос – является ли оценка техники атлета надежным методом идентификации таланта в спорте.

Авторы обзора [1] рассматривают талант не как выдающийся набор технических навыков у спортсмена и не совсем как ряд выдающихся результатов на соревнованиях; скорее, они рассматривают талант как некие врожденные качества, которые имеют много проявлений (когнитивных, физических, психологических), которые проявляются динамически по ходу взросления и включают в себя взаимодействия между собой и с окружающей средой. Именно из таких качеств и их взаимодействий вытекают успешные результаты и широкий набор технических навыков. Этот набор крайне важен, учитывая разнообразие современного спорта, а также разнообразие игровых амплуа и дисциплин внутри отдельных видов спорта. Так, наличие разных амплуа зачастую не учитывается в подобных исследованиях, хотя очевидно, что освоение технических навыков сильно зависит от роли спортсмена, а также тактических установок тренеров (в командных видах спорта). Свободное владение техническими навыками позволяет лучше выполнять тактические замыслы на тренировках и стартах. Авторы подчёркивают, что целый ряд исследований, посвященный проблеме развития технических навыков у юных спортсменов, показал, что качество развития и освоения технических навыков являются сильным предиктором будущей успешности спортсменов.

Технические навыки могут быть измерены различными путями. Например, исследование может состоять в определении результата задания или оценке техники как таковой. При этом не совсем ясно, какой подход лучше. С одной стороны, технические навыки могут быть легко измерены с помощью времени, точности, скорости выполнения заданий (например, попаданий мячом в корзину, точностью попаданий мяча в лунку и т.д.). С другой стороны, более продвинутые методы оценки могут обеспечить получение надежных электромиографических, кинематических, кинетических данных о теле человека во время движения. Например, сейчас возможно измерить технику движения в рамках определения относительного положения и направления сегментов тела во время изменения их положения при выполнении движений.

technika-talant.jpg Рисунок – система оценки движения на базе ЦСТиСК «Москомспорта»

Таким образом, целью обзора немецких специалистов был анализ исследований по проблеме оценки технических навыков, методов оценки этих навыков, а также идентификации надежных предикторов будущей успешности атлетов. Всего было отобрано 59 статей, испытуемыми в которых выступали юные атлеты в возрасте от 10 до 18 лет (в основном мальчики). Самыми исследуемыми видами спорта в этих статьях оказались – футбол (32 статьи), австралийский футбол (7 статей), волейбол (4 статьи). Ими также были включены несколько статей по плаванию, хоккею на траве, спортивной гимнастике, водному полу, гандболу, теннису, регби и баскетболу.

Методы исследования техники можно разделить на несколько типов. Во-первых, это те методы, целью которых является анализ только результата задания; во-вторых, методы, оценивающие саму технику движений. Например, специалист может оценивать непосредственно техническую сторону с помощью биомеханического анализа, анализируя углы между суставами во время выполнения упражнения. Результат технического навыка может оцениваться подсчётом успешных бросков и попаданий. Большинство отобранных исследований использовали второй подход (42 исследования, а 10 исследований оценивали технику обоими методами. Авторы также учитывали и организацию исследования, выделив экспериментальные исследования, организованные в лабораторных условиях с точным подсчётом переменных, а также полевые исследования, которые проводились по результатам настоящих соревнований. В последнем случае оценка производилась по видеозаписям, а далее производился статистический подсчёт технических действий. В 48 исследованиях использовались экспериментальные условия, тогда как лишь в 8 – полевые; ещё в трёх исследованиях использовались оба протокола.

Анализ показал множество интересных результатов, хотя не все из них носят сенсационный характер. Так, у баскетболистов было показано, что более успешные атлеты, проходившие отбор в главную команду, имели лучший процент попаданий и лучший навык ведения мяча. У футболистов в возрасте 12-15 лет (Германия) успешность прохождения отбора была связана с лучшим умение вести мяча, набивать мяч, но в меньшей степени с точностью ударов. При этом, прошедшие отбор в команду футболисты чаще пускались в дриблинг, а защитники чаще блокировали и перехватывали мячи. Количество точных пасов, ударов в створ ворот, а также выносов мяча из штрафной площади не отличались между отобранными и не отобранными в команду игроками.

Авторы отмечают, что им не удалось выделить наилучший метод оценки таланта, будь то экспериментальный или полевой дизайн исследования, тесты, направленные на оценку результата или техники как таковой. Тем не менее, почти все исследования показывают, что оценка технического навыка очень важна, особенно в контексте попытки прогноза дальнейшего развития спортсмена. Однако, авторы подчёркивают, что такой однозначный вывод может быть следствий нежелания авторов публиковать обратные результаты, показывающие, что оценка навыка не так уж и важна в контексте определения будущей успешности спортсмена и поиска талантов.

Специалисты полагают, что спортивная биомеханика является многообещающей отраслью спортивной науки, способная давать надежные данные по электромиографическим, кинематическим и кинетическим показателям. Они могут открыть дорогу для новых открытий в области понимания и оценки координации и контроля движений. Технический прогресс, например, системы камер, безмаркерная оценка движений, модели глубоко обучения, позволяет надеяться на улучшения в качестве обработки и интерпретации данных, что позволит лучше искать и развивать таланты в спорте. Например, в одном из исследований [2], где применялись методы трёхмерного анализа движения, авторы смогли подробно описать различия между быстрым ведением мяча в футболе и медленным. Важными факторами оказались углы сгибания колена и бедра, а также ширина и частота шага. Следовательно, современные технологии могут помочь нам в поиске спортивных талантов, основываясь на анализе технических навыков атлетов.

Источники:
1. Koopmann, T., Faber, I., Baker, J. et al. Assessing Technical Skills in Talented Youth Athletes: A Systematic Review. Sports Med (2020). https://doi.org/10.1007/s40279-020-01299-4
2. Zago M, Piovan AG, Annoni I, Ciprandi D, Iaia FM, Sforza C. Dribbling determinants in sub-elite youth soccer players. J Sports Sci. 2016;34(5):411–9.


Комментарии:

Возврат к списку