Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Контакты

КАК УСПЕХ СТРАНЫ В СПОРТЕ ВЛИЯЕТ НА ВХОДЯЩИЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТОК?

22.10.2020

Влияет ли успех какой-то страны в спорте на туристический поток в неё? Для нашей страны, это очень актуальный вопрос, ведь не так давно с небольшим интервалом в России прошли Олимпиада в Сочи и Чемпионат Мира по футболу. При этом на обоих турнирах российские спортсмены выступили успешно. В своей обзорной статье [1] группа международных учёных сосредоточилась на изучении влияния успеха в спорте, в частности на Чемпионате Мира по футболу, на последующий поток туристов в данную страну. Например, данные говорят о том, что в страны, выигравшие Чемпионат Мира по футболу, усиливает туристический поток в течение первых двух лет после победы. Следовательно, такие успехи сильно способствуют развитию туризма и экономики в целом.

tourism1.jpg

Известно, что успех английской футбольной Премьер-Лиги как соревнования, сильно повышает узнаваемости страны Англия как бренда. Можно привести вырезку из статьи на Википедии: «Важную роль в английской экономике играют сельское хозяйство, промышленное производство, индустрия высоких технологий и спортивная индустрия. В 2010 году спорт обеспечил 1,9 % ВВП Англии, войдя в число 15 крупнейших отраслей английской экономики, опередив такие отрасли как услуги связи, юридические услуги, бухгалтерский учёт, издательское дело, реклама и коммунальные услуги. В 2010 году со спортом было связано более 400 000 рабочих мест, то есть около 2,3 % всей занятости в Англии. По оценкам специалистов польза для здоровья людей регулярно занимавшихся спортом принесла английской экономике £ 11,2 млрд. Проведение массовых спортивных соревнований, таких как марафоны, повышают узнаваемость мест их проведения и позволяют увеличить доходы от туризма при минимальных инвестициях в инфраструктуру [2]».

Исследования также показывают [3], что успех сборной Испании на Чемпионате Мира 2010 года по футболу сильно повысил туристический поток в страну, повысив узнаваемости страны как бренда. Кроме того, название страны может стать более узнаваемым вследствие вторичных ассоциаций, и это имеет то преимущество, что привлекает спонсоров.

Спорт, и футбол в частности, уже давно стал неотъемлемой частью культуры страны. Он, как сериалы, музыка или живопись, может привлекать людей, мотивировать их изучать культуру страны. Например, есть доказательства того, что турецкие телесериалы, экспортируемые в Восточную Европу и Ближний Восток, влияют на то, что зрители чаще посещают Турцию. У людей возникает соблазн посетить то, что они видели в фильмах. В контексте футбола Институт экономических исследований Samsung (2002) сообщает, что победы Южной Кореи над сильными европейскими командами на чемпионате мира 2002 года (Италия, Испания, Португалия и Польша) улучшили экономическую конкурентоспособность страны и улучшили имидж южнокорейских товаров. Было также показано, что чемпионат мира 2002 года положительно повлиял на имидж Южной Кореи как туристического направления среди потенциальных посетителей из Японии, Китая и США. Другие исследователи показывают, что гостеприимство, проявляемое организаторами Олимпийских Игр, смягчает некоторые возможные негативные взгляды или опасения, которые могут иметь туристы в отношении некоторых стран. Это привело к увеличению числа иностранных туристов, посещающих Бразилию после Олимпийских Игр.

Идея о том, что выдающиеся выступления национальных сборных на спортивных мероприятиях могут иметь положительное влияние на туризм, подтверждается аргументом ореола. Эффект ореола является когнитивным искажениям, при которых лица, принимающие решения, бессознательно полагаются на один единственный фактор, определяющий свое восприятие человека, бизнеса, продукта или бренда. Таким образом, такой единственный фактор создает ореол над глобальным впечатлением, следовательно, может использоваться с помощью эффективных маркетинговых стратегий. Успех крупных спортивных мероприятий может формировать в восприятии людей (и, в частности, туристов) положительное впечатление о конкретной стране, которое затем расширяет их восприятие страны как туристического направления с привлекательным имиджем. Ореол на уровне страны может быть особенно полезным для продвижения страны, особенно когда потребители не знакомы с этой страной и не могут наблюдать эффективное качество ее продуктов и услуг, что является типичным случаем в контексте неповторимого туристического опыта.

tourism2.jpg

Источник фото – Российская Газета

В нескольких исследованиях обсуждается, как эффекты ореола могут иметь важные последствия для улучшения осведомленности и развития имиджа страны и как такой ореол можно использовать. Например, учёные утверждают, что телевизионная реклама сыграла существенную роль в продвижении туризма в Южной Корее. Что касается взаимосвязи между спортивными мероприятиями и имиджем, то было показано, что проведение в Германии Чемпионата Мира по футболу 2006 г. помогло улучшить имидж страны назначения. Влияние Олимпийских Игр 2008 года в Пекине на имидж Китая также носило положительный характер у туристов.

Еще одна причина, по которой выдающиеся выступления на чемпионате мира по футболу могут увеличить количество туристов в последующие годы, - это спортивный туризм. Когда команда становится сюрпризом или становится чемпионом на чемпионате мира, это создает осведомленность и интерес к стране как к месту проведения тренировочных сборов для футбольных команд. Например, впечатляющие результаты Турции на Чемпионате Мира 2002 года (она заняла третье место) впоследствии сформировали интерес к Турции как к идеальному месту для проведения тренировочных сборов и товарищеских турниров для многих футбольных команд.

В данной статье, авторы, используя данные, полученные от выступления 11 команд, чьих удачных выступлений никто не ожидал, а также пяти команд-чемпионов из пяти чемпионатов мира по футболу (1998, 2002, 2006, 2010 и 2014 гг.) И учитывая основные факторы, влияющие на количество поток туристов, установлено, что выдающиеся результаты на чемпионате мира могут привести к росту международного туризма в странах, национальная команда которых имела успех на Чемпионатах Мира.

Взаимосвязь между результатами футбольной команды и туризмом имеет особое значение для формирования туристических направлений и лиц, принимающих политические решения. В последние годы некоторые страны (например, Хорватия) начали успешные туристические кампании, опираясь на успехи своих национальных футбольных команд. Другой пример - на уровне города - несколько компаний из Лестера (в Великобритании) учитывали победу команды Лестер-Сити в английской Премьер-лиге 2016 года в свои маркетинговые стратегии. Представленные в статье эмпирические результаты свидетельствуют о том, что использование спортивных достижений в качестве инструмента для рекламных кампаний имеет потенциал для увеличения числа туристов. Маркетинговые агентства в сфере туризма могут получить выгоду, связав футбольные достижения национальных сборных на чемпионате мира с их странами Кроме того, атрибут «наличие команды чемпионов, связанной со страной» нелегко скопировать, и, следовательно, данная страна может получить уникальное преимущество над другими странами. Точно так же изображения самых выдающихся игроков могут быть использованы в маркетинговых акциях.

Данные результаты могут иметь важные выводы, которые могут влиять на уровень жизни и социального благосостояния, особенно в маленьких странах, где местные политики рассматривают туризм как наилучшую стратегию экономического развития.

Источники:

  1. F.Gholipour. Is outstanding performance in sport events a driver of tourism? Journal of Destination Marketing & Management Volume 18, December 2020, 100507
  2. https://www.sportengland.org/why-were-here/economic-development
  3. J.L. Nicolau The effect of winning the 2010 FIFA World Cup on the tourism market value: The Spanish case Omega, 40 (5) (2012), pp. 503-510


Комментарии:

Возврат к списку